18.11.11
Школьники Московской области начинают учить «Основы религиозных культур и светской этики»
В Московской области с этого года вводят предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
В школах Подмосковья уже в этом учебном году вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Учителей готовят в спешке, учебников в школах еще нет, родители лишены выбора модуля — за них решает школа. По всей России «Основам религии» начнут учить только со следующего года. Эксперимент по введению предмета еще не завершен, но, как говорят в Минобрнауки, регионы вправе включать этот урок в школьную программу на постоянной основе, не оповещая заранее федеральные власти.
В учебных планах школ Московской области с текущего учебного года появится новый обязательный предмет — «Основы религиозных культур и светской этики». Как рассказали «Газете.Ru» жители Подмосковья, в четверг на родительских собраниях руководство школ сообщило им, что ученики четвертых классов начнут изучать предмет весной: на освоение части программы отводится последняя четверть учебного года.
По словам родителей, проживающих в подмосковном городе Королеве, школа поставила их перед фактом.
«Никто не спрашивал, хочу я или нет, чтобы ребенок изучал этот предмет. В общем порядке дали подписать заявления, что я извещена о том, что моя дочь будет изучать этот предмет (в общей сложности 17 часов в четвертом классе и 17 часов в пятом) и что я выбрала модуль «Основы светской этики». И пояснили, что из-за отсутствия учителей выбор модулей будет возможен только в далекой перспективе, поэтому пока школа выбрала самый нейтральный», — рассказала мать одной из учениц.
По ее словам, учителя, который будут вести этот урок, уже отправлены на подготовку. Это преподаватели русского языка и литературы.
«Директор пояснил, что для них самих это нововведение — большой сюрприз. Ожидали только со следующего года — 2012/2013. И сейчас они в принципе не понимают, что и как, — рассказала собеседница «Газеты.Ru». — Например, увеличения учебных часов не будет, так что придется впихивать «Основы светской этики» вместо другого предмета. Получается, вместо литературного чтения. Теперь думают, как сверстать расписание так, чтобы в полном объеме и литературу дать, и эту самую «светскую этику». У нас сейчас три урока литературного чтения в неделю. Я посчитала: получается, чтоб поставить в расписание на четвертую четверть 17 часов этики, нужно два урока в неделю отдать под нее и только один час оставить на литературу».
Когда родители поинтересовались, вводятся ли «Основы религиозных культур и светской этики» в обязательном порядке или речь идет о продолжении эксперимента по введению этого предмета, представители школьной администрации ответили: предмет внесен в учебный план как обязательный.
Представители администрации нескольких подмосковных школ на условиях анонимности сообщили корреспонденту «Газеты.Ru», что распоряжение министерства образования Московской области о введении нового предмета в текущем учебном году поступило к ним недавно. И, поскольку в школах этого не ожидали, у учебных заведений возникли организационные проблемы. «Мы будем вынуждены сократить время на изучение других предметов, чтобы ввести этот предмет в учебный план: ведь дополнительные часы мы ставить не можем. Учителям не будут доплачивать за то, что они пройдут обучение и будут преподавать новый предмет, поэтому с кадрами сейчас тоже большая проблема. Мы оказались заложниками ситуации. Как хочешь, так и выкручивайся. А отказаться значит навлечь на школу неприятности. Ни один директор на это не пойдет», — в частности, заявил «Газете.Ru» один директоров одной из школ.
В подмосковном министерстве образования подтвердили, что приняли решение об обязательном изучении «Основ религиозных культур и светской этики» на территории Московской области с нынешнего учебного года.
Как пояснили чиновники, «курс рассчитан на две четверти — последнюю четверть четвертого класса и первую четверть пятого класса — и вся Россия готовится к введению курса уже в этом году». Будут ли ставить оценки по этому предмету, в региональном ведомстве ответить пока не могут. «Пока что это обсуждается. С одной стороны, у детей снижается мотивация, если нет оценок, а с другой стороны, этот курс трудно оценить, потому что речь в том числе идет и о духовном воспитании», — говорят представители минобразования Московской области.
Эксперимент по введению школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики» начался в последней четверти 2009—2010 учебного года в 19 российских регионах, впоследствии к ним присоединились еще два — республика Марий-Эл и Ярославская область. Из шести модулей — «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» — ученики четверых классов должны были выбрать один.
По статистике Минобрнауки, всего по курсу обучались почти 243 тыс. четвероклассников в 9980 школах (95% учащихся четвертых классов в указанных регионах). По последним данным, процентное соотношение при выборе модулей распределились в пользу самого нейтрального: «Основы светской этики» выбрали 42% родителей. На втором месте по предпочтениям «Основы православной культуры» (30%), затем «Основы мировых религиозных культур» (18%), «Основы исламской культуры» (9%), «Основы буддийской культуры» (1%) и «Основы иудейской культуры» (менее 1%).
Как заявил в ходе онлайн-интервью «Газете.Ru» министр образования и науки Андрей Фурсенко, курс будет введен в школах по всей России на постоянной основе со следующего учебного года.
«У нас этот эксперимент по поручению президента должен был длиться три года. Он кончается в середине следующего года», — сказал министр.
В Минобрнауки «Газете.Ru» пояснили, что введение регионами «Основ религиозных культур и светской этики» как обязательного предмета в нынешнем учебном году, как это сделали в Московской области, не является нарушением, хотя и отметили, что «имеет место явное недопонимание». В настоящее время учебный план в российских школах состоит из трех частей: федерального компонента (75% от общей программы), регионального компонента (не менее 10%) и компонента образовательного учреждения (не менее 10%). Регионы не вправе изменять состав школьной программы, прописанной в федеральном компоненте, а вот своими часами могут распоряжаться по собственному усмотрению.
«Каждый регион вправе вводить предметы по своему усмотрению в рамках своего регионального компонента. Другое дело, что многие регионы торопятся: кто-то недопонял, кто-то слишком рьяно отнесся к этому», — пояснили в ведомстве.
В пресс-службе напомнили, что на последнем заседании общественного совета при Минобрнауки, который был посвящен подведению итогов эксперимента, статс-секретарь — заместитель министра Игорь Реморенко предложил перевести курс «Основ религиозных культур и светской этики» из региональной в федеральную часть учебного плана: «Если решить этот вопрос, ситуация станет более контролируемой. Никто не будет забирать региональные часы, и у регионов не будет возможности корректировать организацию изучения курса на свой лад». Однако пока регионы могут действовать по своему усмотрению.
Какие еще регионы собираются ввести предстоящей весной «Основы религиозных культур и светской этики», в Минобрнауки сообщить не смогли — опять-таки из-за того, что эти решения принимаются на местном уровне.
ТЕКСТ: Наталья Зиганшина