Наталья Иванова-Гладильщикова - для РИА Новости.
В понедельник, 6 июня, в стране прошел обязательный для всех Единый госэкзамен по математике. Без него, как и без ЕГЭ по русскому языку, нельзя получить аттестата зрелости. "Горячая линия", организованная Общественной палатой РФ, снова продемонстрировала: никакие запреты и нормативные акты не способны сделать ЕГЭ честным и прозрачным. Мобильники массово проносятся в класс, ответы скачиваются из Интернета, учителя охотно помогают детям. Кому нужен такой "объективный" экзамен - не очень понятно.
Вопреки запретам
С этого года Рособрнадзор ввел небывалые строгости. Первое: школьникам во время экзамена категорически запрещено иметь при себе мобильные телефоны. Если мобильник обнаружат, выпускника выведут из класса, и экзамен будет не сдан.
Второе: впервые зафиксировано, что экзаменационные задания являются информацией повышенной секретности. Человека, выложившего ответы на них, могут привлечь к уголовной ответственности. А Рособрнадзор аннулирует результаты такого экзамена. К тому же юридические лица в подобном случае могут быть оштрафованы на сумму до 200 тысяч рублей, а физические - от 5 тысяч.
И третье: отныне на каждом пункте приема ЕГЭ должны присутствовать общественные наблюдатели.
Но, вопреки всему, и эти требования с успехом нарушаются.
Мобильники
О том, как дети пользовались на ЕГЭ мобильниками, можно узнать из звонков на "горячую линию" Общественной палаты. Их география весьма разнообразна.
Вот о чем рассказала Анна Иванова, позвонившая 2 июня: "Очень хотелось бы узнать - куда можно сообщить о нарушениях во время ЕГЭ по русскому языку. В школе (…) Ставропольского края творился полнейший беспредел - абсолютно все были с сотовыми телефонами и даже с фотоаппаратами, дети выходили по 5-6 раз, через 10 минут после начала экзамена началось массовое хождение детей по коридорам с целью передать флешкарты с фотографиями заданий. Очень многим выполняли учителя, которых заранее наняли. И на математике будет то же самое. Уже всем заранее известно - кто кому будет решать. Куда можно сообщить, чтоб ужесточили контроль??? Неужели нельзя принять какие-то меры"?
Такая же ситуация и в Хабаровском крае (звонок анонимный, 30 мая): "Вчера, 30.05.2011, я сдавала экзамен в одном из поселков Хабаровского края по русскому языку. Некоторым участникам ЕГЭ удалось пронести сотовые телефоны в аудиторию, в которой проводился экзамен. …Один из учеников на глазах у всех пользовался телефоном, но никому из принесших в аудиторию телефон не было сделано даже замечания. Помимо этого, ответственные за проведение экзамена несколько раз выходили из кабинета, давая тем самым возможность списать или спросить что-то друг у друга. Через несколько дней будет экзамен по математике, неужели опять будет такой бардак? Возможно ли его как-то предотвратить"?
Мухамеджанов Саян Абаевич из Омской области позвонил на "горячую линию" и сообщил: "27 мая наши поехали сдавать ЕГЭ в Щербакуле. Биологию. Почти всем дали готовые ответы на часть а) и б). А я думал, на ЕГЭ будет тяжело, а оказывается - легко"!
Иванова Галина Алексеевна сообщила, как в ее поселке "даже сами наблюдатели и организаторы передавали листы с ответами ученикам, сдающим экзамен". Заметим, что это даже не Северный Кавказ, где ЕГЭ традиционно коррумпирован.
Что касается Северного Кавказа, то возбуждено уголовное дело против замминистра образования и науки Адыгеи Марьят Алиевой. Она организовала незаконное выполнение вариантов заданий ЕГЭ по русскому языку до официального начала экзаменов. Через руководителей пунктов сдачи ЕГЭ она получила копии экзаменационных билетов по русскому языку и передала на руки представителям школьников. Чтобы те с помощью репетиторов смогли подготовить правильные ответы.
В прошлом году жители юга России и Северного Кавказа звонили в Общественную палату с просьбой уточнить "настоящую" сумму, за которую продается экзамен. В этом году цены упали (видимо, демографическая яма "виновата"). В 2010-м, по словам руководителя "горячей линии" Любови Духаниной, это было от 50 до 100 тысяч за один экзамен. Родители негодовали: это больше, чем сумма взятки при поступлении в вуз в прежние времена.
В целом в этом году цифры называются значительно ниже - в основном от трех до пяти тысяч рублей за экзамен, и есть цифры - 25-30 тысяч (чаще это юг страны).
До начала вчерашнего экзамена по телефону был задан вопрос: сколько нужно взять с собой денег, чтобы заплатить за пронос телефона и спокойно им пользоваться. А звонившие позже уже сообщали: телефон разрешают пронести за 3-5 тысяч.
От ЕГЭ страдают сильные дети
Самое удивительное, что вчера, с помощью телефонов, дети повсеместно выходили в интернет и скачивали ответы ЕГЭ по математике. Механизм такой: выпускник фотографировал на телефон свое задание, отсылал его на некий сайт, после чего получал правильные решения. Фотографировать условие нужно было так, чтобы не был виден номер КИМа. На форуме сайта wwwpostupim.ru была отдельная рубрика "Сижу на ЕГЭ. Помогите".
Были и другие сайты. Причем доступ к таким разделам закрыт паролем, получить который можно, отправив одно SMS-сообщение с неким текстом на определенный четырехзначный номер. Стоимость SMS "примерно 100 рублей". Были, конечно, и бескорыстные помощники - дети, уже написавшие ЕГЭ и великодушно откликнувшиеся на отчаянный крик о помощи.
Самое обидное, что страдают честные дети - те, кто хорошо учился и добросовестно готовился к экзамену. Они в итоге получат такие же (если не худшие) баллы по ЕГЭ, и их места в вузе могут занять бездарные одноклассники, которым ЕГЭ либо купили, либо они его скачали.
Ясно, что ни о какой объективной картине состояния образования в стране ЕГЭ не расскажет. Еще одна деталь: минимальное положительное число баллов по каждому предмету определяется лишь после того, как экзамен уже проверят. Это означает одно: чиновники так боятся обвала неудов по ЕГЭ, что специально занижают порог "двойки".
Что делать
Понятно, почему все это происходит. С одной стороны, каждый регион заинтересован в хороших результатах. А дальше все спускается по цепочке: город-район-село. И если губернатора оценивают в том числе по тому, сколько у него "двоечников" по ЕГЭ, то ясно: эта установка может им же и спускаться по цепочке вниз.
С другой стороны, по новой системе оплаты труда зарплата учителя зависит от успехов его учеников, и учитель заинтересован в том, чтобы у него были хорошисты и отличники. Тем выше будет стимулирующая часть его зарплаты. Поэтому и помогает ученикам на экзамене.
Можно ли исправить ситуацию? Любовь Духанина справедливо считает, что процедура ЕГЭ должна быть одинаковой для каждого ребенка.
Вот и получается, что ЕГЭ не выполнил своей миссии: не устранил коррупцию, не сделал высшее образование более доступным (иногда везет лучшим, но чаще - более ловким и богатым), и еще - похоже, он не является объективным измерителем качества образования.