На улице кризис, первая, вторая волна, падают зарплата, а у коммунальных монополий разгорелся аппетит. Власть с этими монополистами одной группы крови, тянутся друг к другу, в такое тяжелое время разрешили хозяевам тепла, воды и света пересчитать в кошельках простых людей послед­ние копейки, подняли тарифы. Владимир Путин очень просто объяснил депутатам Госдумы ситуацию: «Мы с вами затянули инвесторов и просто были вынуждены пойти на то, чтобы сохранить этот тариф. Иначе мы бы их просто обманули». Затягивал инвесторов Чубайс, он долго колдовал над РАО ЕЭС, обещал народу дешевый киловатт, а потом распродал компанию по частям. Никто не знает, куда делись большие деньги от этой распродажи, а теперь мы   должны за эти торги еще доплачивать инвесторам по высшей ставке. Слишком беспокойный у нас человек Чубайс, все время что-то изобретает, теперь хочет, с позволения президента, заменить все лампочки накаливания на свои светодиодные, каждая из которых будет стоить 2 с лишним тысячи рублей. Не у всех найдутся такие деньги, в темноте придется сидеть.
Наступление коммуналки на страну продолжается, на просторах Костромской области затерялся древний городок Галич, средняя зарплата тех, кого здесь пока не сократили, не уволили, около 9 тысяч в месяц, хватит на четыре лампочки Чубайса, а квартирная плата с 1 января этого года поднялась почти в два раза. За однушку плати 5 тысяч рублей, за двухкомнатную – 7200, а за трехкомнатную и вовсе 10 тысяч. Горожане в январе получили коммунальные квитанции, у многих после этого с сердцем стало плохо. Пришли в себя, созвонились с товарищами по несчастью и двинули в поисках справедливости на главную городскую площадь. Собралось полторы тысячи человек, это из 20 тысяч населения города. Было бы гораздо больше, но власть и милиция закрыли площадь на замок, перекрыли все подходы и подъезды, не пропускали сюда подкрепление, остальной взбунтовавшийся народ.
Самое страшное, что чиновники, даже в этом небольшом городке, где расстояние человека от человека, как материальное, так и территориальное, не слишком большое, сочиняют фантастические программы по спасению городского хозяйства, как будто бы они готовятся не для соседей по дому, а для другого города, для другой планеты. Нет анализа, расчета возможностей населения. Чиновники, оказывается, не только безответственны, но и совершенно неграмотны. Глава города в беседе с корреспондентом одной из центральных газет признался, что коммунальные сети в Галиче сработались на 90 процентов, нужны деньги на их восстановление, вот и пришлось поднять тарифы. Убийственная логика. В благополучные годы, когда наши стратеги вкладывали деньги от нефти во всякие фонды, в том числе и с американской пропиской, о сетях не думали, а теперь, когда начался кризис, решили за счет нищего народа латать коммунальные сети.
На митинге в Галиче сообща решили: не платить по повышенным тарифам. Опасный эксперимент, может случиться, что людей за неуплату будут выселять из квартир, выселять целый обанкротившийся город. Сначала, правда, отключат свет, воду, а потом уже выкинут неплательщиков на улицу. Пускай на улице разбираются со своей жизнью, со своими заработками, поймут, в какой строгой стране они живут и кто у них хозяин.
Технология отключения уже действует на местах. В одном из поселков под Орлом произошла страшная трагедия. У матери-одиночки Олеси Дроновой было пятеро детей и дезертировавший, пропавший муж. Содержать такую семью женщине в одиночку было чрезвычайно трудно. Она оказалась перед выбором, купить детям хлеба или платить за коммунальные услуги. Олеся решила сначала накормить детей. За долг в семь тысяч ей отключили электричество, газ, а с ним и отопление. В тридцатиградусный мороз матери пришлось спасать детей от вымерзания. Купила кустарные обогреватели, с помощью скруток проводков подключила их самовольно к автомату. Ночью самоделка задымила, загорелась, огонь перекинулся на квартиру, погибла сама Олеся и пятеро детей.
Жила семья в нищете, мучилась, где же были благодетели из органов власти? Всего за семь тысяч рублей убили беспомощных людей. Газпром, наше национальное достояние, так рекламируют его по телевидению, сэкономил копейки на семье Дроновых, зато купил на днях для футбольного клуба «Зенит» всего за 5 миллионов евро сербского игрока Данко Лазовича. По словам соседки, Олеся Дронова звонила чиновникам, умоляла, чтобы в ее квартиру подключили газ, обещала, что, как только получит пособие на детей, сразу погасит долг. Ей ответили в строгой форме, что никаких компромиссов не принимают – деньги на бочку, и весь разговор. Пора бы за убийство целой семьи чиновников судить по законам военного времени. К сожалению, и на этот раз бездушных роботов пожурят и оставят на своих местах. Для государственной службы очень нужны кадры, которые не чувствуют людской боли, у которых вместо души вживлен бюрократический заменитель, похожий на телефонный автоответчик.
Около двадцати лет перестроечное государство мается с коммуналкой, не сумев победить этого дракона, власть решила спрятаться от него за новым Жилищным кодек­сом, который вменяет в обязанность жильцам нести все затраты по содержанию и ремонту жилья, в том числе и капитальному. В стране, где власть в последние годы разрушала общность людей, коллективное чувство, уничтожало демократию, решили создать ее видимость по месту жительства. Заговорили о товариществах собственников жилья под названием ТСЖ.
Идея сразу оказалась мертворожденной, не проверенной на деле. Люди, живущие в бетонных ульях, оказались друг с другом не знакомы, даже не здоровались при встрече. Чтобы пообщаться, обсудить проблемы, выявить активистов, собраться негде, да и отучили народ от совместных действий. В обязанности мифического ТСЖ вменили подбор управляющих компаний, которые должны договариваться с монополистами по ценам на воду, газ, электричество и вести домовое хозяйство.

В начале девяностых, когда начали выращивать человеческую породу для рыночного поля, появилось много сорняков, то есть мошенников, проходимцев, вовремя их не пропололи, не выдернули, они проросли, дали урожай. Эти представители криминальной экономики постоянно ищут применения для своих профессиональных способностей. В бизнес, где более-менее добиваются прозрачности, их не стали пускать, но благодаря стараниям власти открылись вакансии в коммуналке, работать можно по-черному, контроля не предусмотрено. Вот и рванули проходимцы в эти ворота.
В Басманном районе Москвы, в домах, которыми управляла ООО «Экологический фактор плюс», участились квартирные кражи, некоторые двери вскрывали по нескольку раз. Кто этим конкретно занимался, не установлено, но когда стали разбираться, оказалось, что хозяином управляющей компании является опытный домушник, он уже отсидел срок со своими товарищами за кражи. Подсунули эту кандидатуру вместе с компанией, рядом с ним, как гаранты, стояли представители управы, а голосование жильцов было формальным, большинство в нем участия не принимало. Эта компания исправно собирает оплату с жильцов, получает субсидии из бюджета, но с июля прошлого года не переводит средства поставщикам. 
Бродят такие странники по этажам, предлагают свои услуги. В Краснодаре в нескольких домах по улицам Новаторов и Дзержинского неизвестная инициативная группа делала обход квартир, просили подписаться за формирование земельного участка около домов и установку водомеров. Через некоторое время люди получили новые квитанции с повышенной коммунальной оплатой. Жильцов, оказывается, просто обманули, с помощью собранных подписей создали ТСЖ, а оно, вступив в юридическую силу, передало дома на обслуживание управляющей компании с повышенными аппетитами.
Несколько домов в северном Архангельске обслуживает Управляющая компания «Профмастер». Зимой в квартирах этих    домов температура не поднималась выше 15 градусов, но зато за оплату тепла выставлены счета на целых 85 рублей за квадратный метр жилплощади. Кстати, в Москве тепло стоит, если его мерить на квадратные метры, 19 рублей 40 копеек.
Как выяснилось после, компания не вела подготовку к зиме, не была проведена опрессовка систем отопления. Свои промахи и провалы в работе эти мастера включили в счета жильцов, что привело к росту коммунальных услуг на 30–40 процентов.
Чтобы уйти от долгов и претензий, некоторые компании и вовсе стали менять юридические вывески. На подъездах одного из домов в Архангельске появилось объявление: срочно созывается собрание жильцов с вопросом о расторжении договора с ООО «Связькабельстрой» и заключении договора с ООО «УК «Связькабельстрой-2». С помощью добавления двух букв и одной цифры в название компания решила уйти от долга в 75 миллионов рублей.
Слишком легко решило государство скинуть со своих плеч коммунальные заботы. Пускай, мол, жильцы сами мобилизуются, договариваются, ищут более дешевых поставщиков, если таких не найдут, то сами будут виноваты. Где искать этих дешевых поставщиков, если на этом фронте нет конкуренции. Чтобы «нагреть» жильцов, сейчас появилось много возможностей, помогает Жилищный кодекс. В Астрахани включи­ли в оплату счет за пользова­ние лифтом, а это примерно 45 рублей в месяц с человека, жителям первых этажей, где обитают в основном пенсионеры. Прокурор познакомился с претензиями и сказал, что все правильно, все согласно Жилищному кодексу, по нему в расчет идут не этажи, а квадратные метры, с них берется за ремонт и за сохранение общего имущества дома. Куда теперь бежать этим старикам, с кем судиться?

Недавно я участвовал в работе круглого стола, на котором обсуждали эту больную тему, создание ТСЖ, работу Управляющих компаний. Положительных примеров не оказалось, одни жалобы и какая-то безыс­ходность. Люди ищут тех, кто может помочь им в многочисленных коммунальных спорах, и не находят спасителей. Чтобы выйти из этого трудного положения, нужно создавать новую правовую базу, от корочки до корочки переписывать Жилищный кодекс. К сожалению, этот кодекс является визитной карточкой «Единой России», проявлением «большой любви» к своему народу. К кодексу они никого не подпускают, хотя вносится много поправок от других депутатских фракций. 
Не выстроив безопасную систему, людей раз за разом подставляют, бросают на амбразуру. На 1-й Дубровской улице в Москве, на подъездах одного из домов промелькнуло объявление, сообщалось, что в доме создано ТСЖ, были перечислены даже банковские реквизиты этой организации. Промелькнуло объявление и сразу исчезло, дворникам была дана команда уничтожить вещественные доказательства. Кое-кто все-таки успел прочитать сообщение, рассказал соседу. Стали возмущаться, без согласия их женили. Инициативная группа прошла по подъездам, опросила жильцов, только в одной квартире из 120 согласились с созданием ТСЖ. Решили сообща ликвидировать это самозваное учреждение. Оно официально уже было зарегистрировано, но посмотреть учредительные протоколы так и не удалось. Чиновники ответили, что бумаги уничтожила стихия, залило их водой. В этой сфере такой прием популярен. Во время беседы за круглым столом рассказывали и другие подобные истории с подтопами и пожарами, при малейшем интересе к учредительным документам ТСЖ они, как по заказу, горят синим пламенем.
При явной абсурдности и незаконности создания ТСЖ на 1-й Дубровской жильцы не могут ликвидировать эту контору. Вход туда рубль, а выход десять, уже полгода длится волокита, гоняют активистов от одной двери к другой.
Мы как бы живем теперь на птичьих правах у воровского сообщества, они переименовали свой общак в «ТСЖ – Управляющие компании». Стали искать на них управу в региональных депутатских собраниях, проводятся тематические круглые столы. Мэр Лужков тоже заговорил о борьбе с фальшивыми ТСЖ. Какая-то непонятная игра, районные управы, которые ему подчиняются, сотнями создают эти фальшивки, а сам мэр поднимает народ на войну против такого самопала. Пока, на основании нашего Жилищного кодекса, проходимцам от имени власти выписываются гарантийные паспорта, все эти потуги напоминают театральную борьбу нанайских мальчиков.
Коммуналка завела страну в тупик, окрик президента, премьера на губернаторов для обуздания на местном уровне тарифов не приносит результатов, вот и Сбербанк решил получить свою долю, три процента, комиссионных от граждан при оплате за коммуналку. В очередной раз выставили народ на закуску мародерам, с мнимыми инвесторами, о которых очень беспокоится наше правительство, приходится расплачиваться живыми душами.

Альберт СПЕРАНСКИЙ,
председатель Совета общероссийской общественной организации
«Рабочие инициативы».