Цыплят по осени считают, а российских олигархов – по окончании сурового кризисного года. Подумать только, в 2008 году в РФ было 49 долларовых миллиардеров. Но стоило грянуть кризису, и через год страна явила миру 77 долларовых миллиардеров. Вот оно – чудо российского капитализма!
Как же нам Путин с Медведевым и их подручными аналитиками и экономистами внушали о тяготах кризиса. Народу было велено понять трудности, потерпеть безработицу, бескормицу, скудную зарплату, растущие цены и тарифы, затянуть пояса до времен, пока уйдет катаклизм, насланный американскими «партнерами»… И что же вышло? Пока одни терпели и слушали, развесив уши, увещевания дуумвирата, другие, «избранные», жили на широкую ногу и на ниве кризиса «косили» миллиарды.
Тайну, на каких дрожжах разбогатели поименованные в списке «Финанса» (в том числе 16 парламентариев от «Единой России» и 2 – от «Справедливой России»), раскрыли депутаты фракции КПРФ Сергей Штогрин, представляющий в Госдуме Хабаровский край, и Николай Разворотнев из Липецка.
– Откуда капиталы списочников, Сергей Иванович?
– Несметные богатства российских олигархов – это недоплаченная заработная плата наемных работников. Если сравнивать долю заработной платы в тонне норвежской и российской нефти, то в Норвегии она в 6 раз выше. Нашим работникам нефтевладельцы платят как минимум в 6 раз меньше. Недоплаты кладут в свой карман. И это характерно для всей российской экономики. Для всех граждан заработная плата была заморожена с конца 2008-го на весь 2009 год. А крупные компании под видом «борьбы с кризисом» не замедлили сократить социальные программы. Уменьшилось финансирование благотворительных фондов, социальных статей и обязательств. Сэкономленные деньги были отправлены в карманы владельцев компаний.
– Чьи счета больше всего пополнялись?
– Тех, кто владеет добычей золота, драгметаллов, цена на которые росла весь кризисный период. Тройская унция (31,1034768 грамма) золота стоит уже свыше тысячи долларов. То же самое происходило с платиной, серебром. На них велик спрос на мировых рынках. Высокими оставались цены на нефть. Восстановилась цена на прокат черных металлов. Поэтому В.Лисин, глава Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), вышел на первое место в списке богачей, опередив Абрамовича.
– А где ответственность бизнеса перед российским бюджетом? Они «скромно» платят всего лишь 13% подоходного налога, как и те, которые получают минимальную зарплату. У нас просела вся социалка, с бюджетного финансирования сбрасываются здравоохранение, образование, социальное жилье. Разве Путин с Медведевым не видят этого? Где налог на сверхдоходы?
– Еще в прошлом году я с коллегами по фракции внес проект закона по увеличению налогообложения дивидендов, это основной доход богачей. Заработная плата ни Абрамовичу, ни Лисину не нужна. Они не знают, что это такое. Их состояния увеличивают дивиденды, которые они получают от владения акциями тех или иных компаний. Так вот, довожу до сведения читателей газеты, на эти сверхдоходы установлен налог всего 9%, даже ниже, чем подоходный в 13%.
В законопроекте предлагалось поднять налог на сверхдоходы хотя бы до 12%, хотя все – и депутаты, и первые лица РФ – знают, что сверхдоходы должны облагаться повышенным налогом. На наш умеренный законопроект поступило отрицательное заключение правительства Путина, где было сказано, что не просчитаны экономические последствия от увеличения налога на дивиденды, могут, дескать, возникнуть риски.
– А то, что растет задолженность по зарплате – не риск? Росстат сообщает, что сумма задолженности исчисляется миллиардами рублей, без денег сидят сотни тысяч работников. С ними что, можно не считаться?
– Медведев и Путин мыслят на так называемом «макроуровне». Для них 200–300 тысяч без зарплаты – вполне нормально. Если бы они зашли в эти семьи и посмотрели, как живут эти люди, то познали бы конкретику. Когда встречаешься с избирателями, бываешь в детских домах, школах, выслушиваешь стенания людей на улице, то понимаешь: сотни тысяч человек без зарплаты – недопустимо для государства, где жируют 77 долларовых миллиардеров.
– Да и можно ли верить Росстату, что всего 200 тыс. не получили заработанное?
– Да, в это число не вошли работники, кинутые обанкротившимися предприятиями. Численность таких граждан значительно увеличилась в последнее время. В том же Хабаровске компанию «Дальавиа» осознанно довели до банкротства, работникам зарплату не выплатили. Люди протестовали, им вынуждены были заплатить из бюджета края, хотя бюджет не имеет никакого отношения к деятельности частного предприятия. Или сельхозпредприятие «Восточное», тоже обанкротившееся, и тоже оставившее людей без зарплаты. Таких примеров в крае немало. В каждом субъекте РФ их десятки, за ними – тысячи работников, не получивших оплату за свой труд. Это как раз те люди, которые пострадали от реформ, от кризи-
са и страдают по сей день. Но они не вошли в статистические 0,2 млн.
– При этом правительство каждый день борется с бедностью...
– Да, наше правительство на словах борется то с коррупцией, то с бедностью, то с другими напастями. Есть самый простой и эффективный способ борьбы с бедностью – дать людям работу и достойную зарплату. Это прямая задача государства. Но мы видим жирующих олигархов. По статистике того же Росстата, у нас растет расслоение между богатыми и бедными: 10% самых богатых имеют доходы в 60 раз больше, чем 10% самых бедных. Это немыслимая разница. В нормальных странах разница – не более чем в 3–4 раза.
– И где выход из тупика?
– В смене власти.
– Вопрос к вам, Николай Васильевич. Ваш земляк, металлургический капиталист Владимир Лисин выбился в передовики олигархического списка. Липецкую область можно поздравить с чемпионом по богатству?
– Похоже, моя область снова в центре внимания. Еще недавно СМИ увлеченно писали о другой липецкой истории. В начале февраля был задержан заместитель управляющего Сбербанка области Кирилл Тормышев, который с подельниками аккуратненько, через банковскую сферу перевел за рубеж 3,8 млрд руб. на счета подставных фирм. Новость шокировала жителей области. Прежде всего потому, что у огромного числа липчан, как у всех рядовых граждан России, этих денежных знаков категорически не хватает, чтобы свести концы с концами, не говоря о качестве жизни, о чем без конца толкуют президент и премьер. А тут крадут почти 4 млрд. Люди не могут понять, как стало возможным хищение такой суммы? Не успели «переварить» это преступление, как появилась новая сенсация – миллиардный «передовик» Лисин. Две темы тут же объединились в одну – о финансовых «аппетитах», поражающих воображение.
– Как удалось господину Лисину занять верхнюю ступень в рейтинге миллиардеров?
– Все, как в спортивных соревнованиях: поднажал и на финише преуспел.
– На что же он «поднажал»?
– На то, на что можно безнаказанно нажать. Это огромное предприятие – в советское время называлось Новолипецкий металлургический завод, теперь – комбинат (НЛМК) – было запущено в 1934 году. Его строила вся страна. Появился металлургический гигант, ставший экспериментальной площадкой в металлургии. На нем трудились ученые, инженерно-технические работники, высококвалифицированные рабочие. И вдруг, в одночасье НЛМК из государственной собственности перекочевал в руки одного человека.
– Это был главный механизм первоначального обогащения господина Лисина?
– Да. Но называлось это реформами, которые развернули нас к капитализму. А при нем, как поняли завладевшие государственными предприятиями, они могут делать все, что угодно. Законы стали такими, которые позволили этим собственникам оставлять огромное количество людей без средств существования. Владельцы тут же показали свои недюжинные способности обогащаться.
Мне многие уже задавали вопрос, порадовался ли я, что представитель нашей области возглавил список олигархов. Я бы порадовался, если бы Владимир Сергеевич сделал солидный взнос в модернизацию НЛМК, поднял зарплату людям. Но господин Лисин молчит.
– Как жилось предприятию до Лисина?
– В советское время на комбинате трудились более 50 тыс. работников. Руководил им Иван Васильевич Франценюк, Герой Социалистического Труда. Его зарплата была выше зарплаты рабочего высокой квалификации рублей на 50–60. Это было нормой. Денег, которые получали трудящиеся на НЛМК, хватало, чтобы им прокормить семьи, съездить на юг всей семьей, приобретать необходимое. Люди получали бесплатно жилье, оздоравливались в заводском санатории-профилактории, в Доме отдыха, дети – в пионерском лагерь «Прометей», который по уровню был третьим в Союзе, после «Артека» и «Орленка». Тогдашнее руководство комбината, профком беспокоились, как обустроены рабочие места, какая у людей зарплата, как они отдыхают.
Сегодня совершенно иная картина. Осталась на комбинате 31 тыс. человек, 20 тыс. – выброшены на улицу менеджерами Лисина. Таким способом олигарх повышает производительность труда, чтобы респектабельно выглядеть в глазах зарубежных дельцов. Уволенные отправились на барахолки, их судьба никак не интересует господина Лисина.
– Что произошло с социальными объектами?
– Они отрезаны от НЛМК, на их содержание Лисин не дает ни копейки. Он сосредоточен на увеличении собственного состояния. И, как видим, преуспел. Только я не могу порадоваться за Владимира Сергеевича. В том числе и потому, что некогда профицитный бюджет области стал дефицитным. Лисин обогнал по обогащению всех российских миллиардеров, а область стала дотационной, потому что отчисления НЛМК уменьшились с 50% до 28%. Образовалась в бюджете прореха в 4 млрд руб. Это бедствие для бюджетных организаций, социальной сферы. В области в 2009 году было закрыто 75 школ. Рекордное количество! В противовес этому рекорду господин Лисин поставил свой «рекорд» по обогащению. Зная об этих сложнейших перипетиях и положениях, я никак не могу ни порадоваться, ни поздравить с такой пирровой победой господина Лисина.