29 января этого года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, которые были приняты Госдумой в конце декабря. В соответствии с ними государственные пошлины с физических и юридических лиц значительно увеличились.

Глава правительства Владимир Путин несколько месяцев назад высказал свое недовольство тем фактом, что многие услуги, на которых государство могло бы неплохо зарабатывать, оказываются почему-то отданы посредникам. Поэтому было решено составить расширенный список услуг, за которые можно и нужно брать определенную плату. Все, что не попадет в данный список, надо будет делать бесплатно. После этого был составлен список и установлены новые тарифы, которые и оказались намного выше предыдущих.

На ежегодной коллегии МЧС Путин также затронул этот вопрос, сказав о том, что "функции по взиманию различных платежей не должны передаваться коммерческим организациям, они должны напрямую исполняться органами государственной власти". Премьер также подчеркнул, что "тарифы на предоставляемые услуги должны быть экономически обоснованными и необременительными".

Однако чиновники и единороссы поняли слова премьера весьма своеобразно. Трудно поверить в то, что представители власти действительно считают обновленные тарифы не обременительными для граждан.
Заместитель руководителя пресс-службы Минфина Андрей Матвеев объясняет необходимость принятия этих поправок тем, что пересмотра тарифов на государственные услуги не было уже с 2003 года. За это время инфляция составила почти 100 %, поэтому индексация ставок в два раза – хоть и вынужденная, но вполне экономически обоснованная мера. Минфин планирует в этом году получить дополнительный доход в размере 30 млрд. рублей только за счет проведенной индексации ставок на госуслуги. Общий доход от их уплаты составит 79 млрд. рублей.

Многие из государственных пошлин действительно выросли в два раза, но некоторые гораздо выше. Так, выдача талона техосмотра раньше стоила 30 рублей, сейчас же 300. Выдача автомобильных номеров при регистрации в ГИБДД раньше стоила 400 рублей, сейчас же обойдется автолюбителям в 1500 рублей. Смена фамилии, развод и регистрация брака подорожали ровно в два раза. Кстати, судиться теперь тоже стало дороже – почти в четыре раза.

Такая избирательность в повышении ставок не совсем понятна. Ведь, если инфляция с 2003 года составила 100 %, то почему тарифы на некоторые услуги повышены в десять раз?

Ведущий консультант "ФинЭкспертизы" Дмитрий Ширяев считает, что заявление Минфина о привидение тарифов в соответствие с ростом инфляции является всего лишь официальным поводом. По сути это попытка покрыть дефицит бюджета за счет граждан. Такого же мнения придерживается и партнер компании Goltsblat BLP Анна-Стефания Чепик. По ее мнению, повышение цен на госуслуги на 100 % и более нельзя оправдать инфляцией. Подобный шаг – следствие "сложившейся экономической ситуации".

Если решение повысить цены на госуслуги действительно связано с инфляцией, почему тогда тарифы не индексируются каждый год? Таким вопросом задается Директор московского офиса международной компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк. Он делает акцент на том, что почему-то сложилась традиция, в соответствие с которой цены на госуслуги повышаются бессистемно и "как попало". По его мнению, разумно было бы проводить индексацию тарифов каждый год, с учетом разных факторов и в заранее заданных рамках.
При этом Минфин отмахивается от претензий со стороны населения – оно, мол, недовольно любыми решениями, бьющими по его карману. Однако правительственные чиновники почему-то не учли тот факт, что доходы физических лиц и организаций из-за кризиса и так значительно упали. А это значит, что повышая пошлины государство просто ограничивает доступ к ряду услуг. Например, к правосудию, которое сейчас необходимо очень многим, чтобы решить свои насущные проблемы.

Впрочем, помимо стоимости госуслуг есть еще более серьезная проблема – их низкое качество. Любое обращение в государственные структуры чревато неприятными последствиями: очередями, грубостью, задержками в выдаче документов и даже ошибками в них. Именно поэтому работа различных посредников была для многих единственной возможностью, которая позволяла сохранить нервы, время и силы, пусть и за некоторое вознаграждение. Когда речь идет о собственном времени и здоровье, многие согласны платить любую цену.

Между тем, от повышения ставок качество услуг лучше не стало и не станет. Как и прежде, у дверей государственных контор нас будут встречать очереди, хамство и бюрократизм представителей власти. И это не говоря уже о том, что государственные структуры погрязли в коррупции, и с повышением тарифов все равно будут работать по давно отработанной схеме.

Оправдать повышение государственных пошлин можно лишь в том случае, если будет проведена реформа, которая позволит радикально улучшить качество предоставляемых услуг. Когда, при обращении в одно учреждение, вас не отравляют за десятью справками в другое, а решают все на месте: быстро и качественно. Если все вопросы будут решаться именно таким образом, никто не станет сетовать на дороговизну. А сейчас, после очередного похода в одну из государственных служб, возникает только одна мысль: "и это за собственные деньги!".