С 15 февраля в России отменяется обязательная сертификация продуктов питания и парфюмерной продукции. В правительстве уже подписано соответствующее распоряжение. Обязательная сертификация действовала с 1992 года, когда российский рынок в массовом порядке наводнили фальсификаты со всех концов мира. Доля их, по некоторым оценкам, доходила до 90%. От их и должна была защитить сертификация. И, кажется, худо-бедно защищала. Скорее худо, чем бедно, а, может, наоборот. Что же будет теперь?
«По количеству фальсификата мы можем вернуться к уровню 90-х годов»,— заявил директор Ростеста Алексей Медников. Он напомнил, что тогда на продовольственном рынке было 95% опасных для здоровья товаров. Так что покупатели со следующего месяца должны быть предельно осторожны при выборе продуктов, предупредил директор Ростеста.
Российская система сертификации, по словам Алексея Медникова, давно требовала совершенствования. Однако государство решило пойти по западному пути и отменить обязательную сертификацию, заменив ее добровольной. Теперь поставщики продукции в магазины будут выдавать сертификаты на нее от собственного имени, руководствуясь теми данными о ее качестве и безопасности, которые имеются у них на руках.
Предполагается, что выдавая такие сертификаты, они не захотят рисковать собственным добрым именем и отнесутся к делу ответственно. Это в идеале. На деле же, как известно, часто бывает так, что фирмы-однодневки, а для поставки какой-нибудь тухлой партии товара именно такие и нужны, открываются на паспорта бомжей. От их же имени, надо полагать, будут заполнятся и добровольные сертификаты. Желающие пофантазировать, есть ли у бомжа доброе имя (и есть ли у него имя вообще), вполне могут заняться этим, рассматривая со всех сторон товары, которые вызывают у них сомнение.
Но шутки-шутками, а можно и отравится. Что грозит в этом случае поставщику? Вы не поверите – «гигантские» штрафы в размере от 5 до 10 тысяч рублей. Ну а о том, что грозит отравившемуся, говорить можно долго. Список бед чрезвычайно широк: от пары дней недомогания и легких расстройств в лучшем случае, до тяжелого панкреатита – в худшем. Так что существующие штрафы выглядят здесь, мягко говоря, неубедительно.
«Они должны стать неподъемными для производителя, чтобы он чувствовал свою ответственность перед своими покупателями»,— говорит Алексей Медников. Для этого необходимо внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и тотально усилить контроль над рынком.
До 15 февраля внести поправки в законы не успеют. А значит, до подготовки этих изменений покупатели должны быть предельно осторожны при выборе еды и косметики, используя на все сто свои тактильные, вкусовые и обонятельные рецепторы. Иными словами, выбирать еду теперь следует вдумчиво, подолгу читая все, что написано микроскопическими буквами на таких маленьких липких бумажках в углу этикеток (если позволяет острота зрения), обсуждать возможность покупки по телефону с родственниками, а затем так же внимательно и неторопливо кушать, прислушиваясь к собственным ощущениям: не затрудняется ли дыхание, не холодеют ли конечности и не темнеет ли в глазах. Если что – сразу всю упаковку в мусорное ведро (черт с ними, с деньгами, здоровье дороже).
Председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова рекомендует не отовариваться на рынках. Там зачастую вообще не найти сертификатов. К тому же лучше, на ее взгляд, покупать отечественные продукты. «Российский производитель рядом,— объясняет эксперт,— а импортные товары ввозят фирмы-однодневки, найти которых будет уже нереально».
Директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова надеется, что в сложившейся ситуации контролировать рынок будут сами потребители. «Любой уважающий себя магазин не будет принимать товары без добровольного сертификата,— объясняет эксперт.— Иначе он рискует и своей репутацией, и прибылью». Некачественную продукцию просто не будут покупать, магазины начнут терять покупателей и отказываться от недобросовестных поставщиков.
Так-то оно так, но некоторые добросовестные потребители продукции недобросовестных поставщиков могут и не дождаться того счастливого времени, когда этих самых недобросовестных поставщиков взашей вытолкают из продовольственной розницы.
Впрочем, по статистике «Роспотребнадзора», около 50% товаров на российских прилавках, даже в условиях нынешней обязательной сертификации товара, не соответствуют нормам безопасности и качества. Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) утверждает, что таких товаров на рынке — треть от общего количества. При этом штраф за продажу некачественных товаров составляет от 1 до 2 тысяч рублей для физических лиц, а для юридических — до 10 тысяч рублей. Отмена обязательной сертификации – это де-факто признание того, что система просто качала деньги от бизнеса и нисколько не защищала потребителя, считает председатель правления Конфедерации обществ защиты прав потребителей Дмитрий Янин.