Слушания на повышенных тонах 
15 апреля 2010 

15 апреля прошли публичные слушания по поправкам в Устав Челябинска, связанные с изменением структуры городской власти и отменой всенародных выборов мэра. Официальный итог – большинством голосов проект Устава одобрен. Правда, не обошлось без скандала.

Начинались слушания для их участников по-разному. Депутаты городской думы и чиновники, принимавшие участие в мероприятии, начали подъезжать к мэрии за полтора часа до начала. Дело в том, что в одном заседании фактически совместились два слушания: по Уставу и об исполнении бюджета в прошлом году. «Бюджетное» начиналось на час раньше. Представители местного отделения партии «Яблоко» и все сочувствующие им прибыли к администрации за 2,5 часа до начала, чтобы провести пикет. Остальные участники подтягивались примерно за 30-40 минут до старта заседания.

Но уже на входе всех ожидал кордон представителей силовых структур. Оказалось, что для участия в слушаниях нужно было письменно оформить свое желание не позднее, чем за три дня до их начала. И такой регламент действительно был опубликован на сайте гордумы еще четыре недели назад. Всех прибывших на мероприятие проверяли по спискам, и если фамилия в них не находилась, то людей не пускали. Появившаяся накануне информация о том, что для входа достаточно будет предъявить удостоверение личности, на практике не подтвердилась. Сотрудники мэрии ссылались на то, что конференц-зал просто не сможет вместить всех желающих. Возражение резонное, поскольку только по заявкам ожидалось около двухсот человек.

За 25 минут до начала перед «блокпостом» скопилось уже около десяти человек, люди возмущались, горячились, заявляли о своих конституционных правах, но внутрь попадали лишь те, кто был в списках. Конфликты приходилось улаживать самым высокопоставленным чиновникам аппарата гордумы. Даже некоторые представители СМИ, не получившие аккредитации заранее, не могли пройти «вертушку». Так сначала не пускали и корреспондента Chelyabinsk.ru, поскольку на мероприятие был заявлен другой журналист редакции. Помогали только звонки на мобильный пресс-секретарям мэрии и думы.

За три минуты до начала «нелегалам» все-таки начали выписывать пропуска и пускать внутрь. Скопилось их к этому моменту уже более пятнадцати, но почти половина их сменилась. Видимо, не всем хватило терпения, и они просто плюнули на все.

Конференц-зал, где обычно и проходят заседания думы, был заполнен до отказа. Порядка 130 человек (по основному протоколу слушания) как-то умудрились расположиться на 100 стульях, посчитанных корреспондентом Chelyabinsk.ru после окончания мероприятия. Еще около 40 человек уместились в холле, оборудованном проектором, на котором транслировали происходящее в соседнем помещении. И уже в коридоре, на лестничной площадке у лифта толпились еще более 30 горожан (это максимальное количество людей, сумевшее примерно к середине заседания пройти через «кордоны»). То есть всего было как раз порядка 200 человек, как и планировалось по заявкам, но добавилась большая часть «нелегалов».

Эдуард Мороз, как он сам себя отрекомендовал, «простой челябинец», зарегистрировал свое желание выступить на слушаниях еще 13 апреля: «Я считаю, что отмена выборов – это нарушение моих конституционных прав, и требую провести всенародный референдум. Я всего лишь хочу озвучить свою позицию».

Однако в конференц-зал его так и не пустил еще один, последний наряд милиции. Объяснение все то же: «Внутри и так не хватает мест». А когда Эдуард показывал на людей, время от времени покидавших зал, стражи дверей только пожимали плечами, мол, не положено.

Тем временем в зале тоже разгорались нешуточные страсти. Открывал заседание Борис Видгоф, председатель гордумы, который заверил собравшихся, что «глава города, возглавляющий представительный орган и избранный из числа депутатов, будет хорошо знать нужды челябинцев и продолжит политику развития города. При этом текущими делами, оперативным управлением городским хозяйством займется нанятый по конкурсу профессионал...»

В стане защитников проекта Устава преобладал один аргумент: отмена прямых выборов сэкономит бюджетные деньги, ведь в кризис приходится беречь каждую копейку.

Им возражали другие, например Валентина Приходкина, член политсовета регионального отделения движения «Солидарность», заявила: «Только референдум! Никакая экономия не может быть основанием, чтобы не спрашивать мнение народа. Изменять структуру городской власти никакой необходимости нет, и новый Устав снижает эффективность контроля за городской властью».

Прения по поводу референдума Борис Видгоф закончил сразу: посмотрите, мол, раздаточные материалы, там есть заключение юридического отдела гордумы на обращения граждан по этому вопросу. Заключение действительно есть, и аргументами против референдума служит то, что вынесение изменений и дополнений в Устав города на референдум не предусмотрено действующим законодательством. Им предусмотрена иная форма участия в таких вопросах граждан – публичные слушания.

Политолог Юрий Чанов отметил в своем докладе, что в России порядка 10 городов уже ввели такую систему разделения властей, и есть как успешные, так и неудачные примеры: «Базовый элемент риска в такой структуре – конфликты между сити-менеджером и мэром. Но в тех городах, где введение таких систем было согласовано с региональными властями, никаких конфликтов нет, идет эффективная работа».

После одиннадцатого доклада Борис Видгоф заметил, что в президиум приходит много записок с просьбой заканчивать прения, и предложил проголосовать, нужно ли слушать еще «максимум два выступления». Всего трое были против, но последние докладчики оказались не менее лаконичными, чем их предшественники. Через 50 минут после начала слушаний стартовало голосование за Устав, занявшее не более двух минут. Все оказалось просто: только четверо из присутствующих в зале проголосовали против. Поспешив объявить слушания закрытыми, Борис Видгоф не дождался результатов подсчетов голосов в холле и на лестничной площадке, где почти все были против. Это вызвало бурное возмущение собравшихся, самые активные начали напирать на двери с громкими криками, буквально сминая на своей пути двух милиционеров. Но в узком проходе тем удалось удержать оборону, в которой так и не сумевший попасть внутрь Эдуард Мороз получил небольшую травму руки.

Тем временем депутаты и остальные участники слушаний покинули конференц-зал через другую дверь, и только тогда «силовики» пустили их внутрь. Но там им удалось застать уже только депутата Алексея Севастьянова, которого, похоже, оставили отдуваться за всех. Он почти сорок минут разговаривал с разгневанными гражданами, и постепенно их негодование сошло на нет.

Как нам сообщили позднее, 40 голосов «из-за двери» все же были занесены в прокол, но они  все равно не повлияли на окончательный результат. Впрочем, публичные слушания и не могут что-либо кардинально изменить, поскольку носят всего лишь рекомендательный характер для финального голосования депутатов по Уставу. Оно назначено на 11 мая.