Название законопроекта – длинное и плохо запоминающееся: «О внесении
изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, а также о
признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О
внесении изменений и дополнений в часть первую в часть первую Налогового
кодекса РФ» в связи с совершенствованием принципов определения цен для
целей налогообложения». Оно вполне соответствует его невнятности.
Замминистра Сергей Шаталов несколько раз повторил, что это «один из
самых сложных налоговых законов». А «единоросс» и адвокат Андрей
Макаров, одобряющий безоговорочно любой чих правительства, признался,
что для него данный законопроект – «высшая математика».
Налоговое законодательство в РФ и без того предельно репрессивное,
несправедливое и запутанное. А когда вступит в силу данный закон, минфин
планирует его ввести с 1 января следующего года, то его тяжеловесное
воздействие ощутит на себе практически каждый россиянин.
Налогоплательщики получат дополнительные налоговые обязательства,
производители – путаницу и головную боль по определению величины налога
на цену своей продукции, им придется по требованию налогового органа
представить доказательство того, что ценообразование у них совершается
на рыночных условиях. Рядовые граждане получат рост цен на товары.
С.Шаталов вместе с А.Макаровым, желая найти в законопроекте
положительное, говорили, что он может стать инструментом по возврату
денег, убежавших от налогов в офшоры.
Сергей Штогрин (КПРФ) сомневается в этом. Суть законопроекта в том,
чтобы ввести контроль за установлением цен на товары, работы и услуги в
целях налогообложения, в том числе по экспортно-импортным операциям.
Особому контролю подвергнуться взаимозависимые организации, чтобы ни
одна из «дочерей» не снизила цены по сравнению с остальными
подразделениями. Для спец. контроля в Федеральной налоговой службе
появится новый отдел, который «сконцентрируется на рассмотрении
проблемных вопросов».
Законопроект готовился почти 10 лет. Но в Госдуму внесен недавно, после
того, как премьер Путин дал команду завершить подготовку. И минфин в
пожарном порядке что-то дописывал и редактировал. Получился, по мнению
специалистов, уродец. К нему тут же посыпались замечания. Их уже больше,
чем страниц в достаточно объемном законопроекте.
Принимать такой документ нельзя, убежден С.Штогрин: «У нас достаточно
законов и инструментов для того, чтобы не занижались цены по экспорту и
не завышались по импорту. Есть биржевые товары, в экспорте они
составляют 95%, есть Уголовный кодекс, есть таможня, финансовая
разведка, которая должна этими вопросами заниматься. Достаточно этот
правовой ресурс эффективно использовать». Что касается вопроса
регулирования внутренних цен в целях налогообложения, то он очень
дискуссионный. Ни в одной стране мира нет такого «регулирования».
Но это по ценовым налогам в законопроекте сплошная путаница. В него еще
«упакованы» и более конкретные и прозрачные положения. Волевым порядком
станут на учет в Санкт-Петербурге «Сибнефть», завод им. Гагарина из
Комсомольска-на-Амуре, один из судостроительных заводов. Под видом
согласования внутренних цен эти комплексы пополнят своими налогами
бюджет родного города национального лидера.
Что касается «высшей математики» по подсчету рыночных цен, налогов на
них, других функций, которые придется еще расшифровывать и уточнять, –
то это, скорее, второстепенная задача законопроекта. «А поскольку в нем
есть идея согласования цены с налоговой инспекцией, то по
коррупционноемкости этот закон вообще беспрецедентен», – утверждает
С.Штогрин.