Замминистра обороны РФ Николай Панков сообщил, что в ближайшие дни будут назначены первые военные священники в Вооружённых силах РФ. Они станут помощниками командиров по работе с верующими военнослужащими и будут получать зарплату на уровне замкомандиров дивизии. В войсках на Северном Кавказе станут служить два православных священника и один мулла. Между тем с 1 апреля с. г. 240 тысячам российских школьников предстоит участвовать в эксперименте по преподаванию в школах "основ веры". Родители учащихся имеют право выбрать либо курс одной из четырех основных "религиозных культур" (православие, ислам, иудаизм, буддизм), либо историю мировых религий, либо светскую этику. По данным Академии повышения квалификации работников образования, в крупных городах 60% родителей предпочли историю мировых религий и светскую этику. 
* * *
В начале 1918 года, как раз в те дни, когда принимался революционный декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, поэт написал строчки: 
"А вон и долгополый - стороночкой и за сугроб...
Что нынче не весёлый, товарищ поп?
Помнишь, как бывало, брюхом шёл вперёд,
и крестом сияло брюхо на народ?"
... И вот эти счастливые времена, похоже, возвращаются. Мы находимся в процессе фактической отмены январского декрета 1918 года. Шаг за шагом, капля по капле, общество аккуратно переносят в давнопрошедшую, казалось бы, эпоху "кабалы святош". Сперва это делается "демократично": мол, выбирайте, граждане! "Хотите - учите детей основам веры, хотите - светской этике. Что вы имеете против свободы выбора?!.."
Что ж, в политике такую "демократию" в 90-е годы мы уже проходили. Насколько широкой "свободой выбора" она закончилась - общеизвестно... Есть ли какое-то сомнение, что то же самое будет и в области "духовной"?
На самом деле пространство свободы совести стремительно сжимается, как шагреневая кожа. Чтобы убедиться в этом, достаточно пойти в библиотеку и бегло пролистать подшивки вполне официозных газет середины 90-х годов - вроде "Известий". (Или, если угодно, более ранние, вплоть до самого 1918 года). В них то и дело встречаются весёлые (в духе Жака Эффеля) карикатуры на ангелов, святых и - не в последнюю очередь - на самого Господа Бога. Теперь подобное бесшабашное вольнодумство может позволить себе разве что какой-нибудь отчаянный маргинальный листок.
Как будто какая-то зловредная машина времени перенесла нас назад, в начало 1917 года, и заработало старое царское уложение о наказаниях - которое карало тюрьмой за "богохульство и кощунство". Впрочем, разве оно и впрямь не заработало? Ведь статью действующего Уголовного кодекса - "возбуждение религиозной ненависти и вражды" - наша благочестивая прокуратура толкует вполне в духе Торквемады, приравнивая к преступлению любое неканоническое обращение с "божественным". А для особо непонятливых уже не раз устраивались наглядные уроки: чего стоит один погром художественной выставки в Сахаровском музее, после которого погромщиков суд полностью оправдал, а устроителей выставки, наоборот, признал виновными - и чуть-чуть не упёк за решётку. На чтение приговора они приходили "с вещами" - прокурор требовал для богохульников тюрьмы...
В общем, церковь и государство всё теснее сливаются в упоительном экстазе. "Что нынче развесёлый, товарищ поп?".
Почему развеселый, понятно, вот только - с какой стати "товарищ"? Так ведь в российской армии официальное обращение до сих пор - "товарищ", по традиции, сохранившейся с незапамятных времен, когда она ещё именовалась Красной. Так сказать, пережиток канувшей в Лету эпохи эгалите и фратернитэ. Вот и получается - "товарищ поп", или, если с большим пиететом, - "товарищ батюшка".
На этом фоне всё более актуально звучат антиклерикальные шутки и споры 1917-1918 годов. "Закон Божий - это пока его не преподают. Когда его начинают преподавать, это уже не закон Божий, а человеческое беззаконие", - острота из печати 1917 года, а как современно звучит!
Или вот отрывок из фельетона Виктора Юза (Ю. Волина) из журнала "Бич" за 1917 год: некий поп просит журналиста, чтобы его называли "товарищ поп", ведь даже извозчика теперь зовут не иначе как "товарищ извозчик".
"- И не просите, батюшка. Никак не могу. Обидно... Для товарищей. Ведь если всякого товарищем звать, так слово "товарищ" ругательным станет...
- Так, значит... Господи!.. Что же это?.. Значит, извозчик и тот достойнее священнослужителя?..
- Ничего не поделаешь, батюшка! Такое положение. Против извозчика ничего не скажешь... Ну, груб. Однако извозчика встретить не только не дурная примета, а даже в некотором роде удача. А попа встретить - самая дурная примета. Сами знаете, батюшка!.. Уж вы меня извините, батюшка, а оставайтесь лучше батюшкой! Батюшки всякие бывают... А "товарищ" это дело другое... Заслужить надо, батюшка!.."
Так, может быть, возвращаясь к современности: лучше уж попу оставаться попом, а не стремиться стать "товарищем попом" на казённом довольствии? Ведь до добра это не доведёт. Но разве убедишь?..
Между прочим, Александр Блок писал об этом не только стихами, но и прозой:
"Почему дырявят древний собор?
- Потому что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой".
Грубо сказано? Возможно - зато честно и точно.
"Позвольте, - могут возразить, - что вы всё заладили про попов да про попов?! Попы - люди грешные. Но ведь, кроме них, есть же ещё и основатели религий! С ними-то как быть?"
Верно, есть, только с чего вы взяли, что они навечно останутся с попами, что бы те ни вытворяли? Об этом ведь тоже Блок очень точно сказал, когда описывал 12 своих красногвардейцев-безбожников:

...Так идут державным шагом,
Позади - голодный пёс.
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.