Лиховские ведомости

Объявление

 

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Лиховские ведомости » Религия » С каких поры попы стали апеллировать к науке?


С каких поры попы стали апеллировать к науке?

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Этот текст содержит соображения, которые могут показаться оскорбительными для некоторой части ортодоксальных граждан, имеющих повышенную чувствительность к вопросам веры, — точно так же, как текст, о котором пойдет речь ниже, показался оскорбительным мне, имеющему повышенную чувствительность к вопросам здравого смысла. Меня никто не предупредил о том, что мои чувства будут оскорблены — я же симметричную возможность предвижу, поэтому нижайше прошу ортодоксальных граждан, имеющих повышенную чувствительность к вопросам веры, дальше этого места не читать, чтобы случайно не оскорбиться.

Для начала — сообщение портала РИА Новости:

«Некоторые современные исследования уже свидетельствуют о чудесной природе явления Благодатного огня», — заявил протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. «Для многих очевидно, что огонь подается по молитвам верующих особым образом». По его словам, физическая природа этого явления, возможно, «нуждается в дополнительном исследовании». «Некоторые ученые сейчас эту природу исследуют и приходят к очень интересным выводам. В Рунете недавно была опубликована статья относительно физической природы этого явления, свидетельствующая о том, что это явление — необычное, чудесное», — констатировал глава Синодального отдела…»

Приплыли.

О вере — ни слова. Вера не требует доказательств, и всякая попытка вступить в полемику на этом поле является бестактной. Вера — она вера и есть!

Божественное происхождение Благодатного огня и неиссякающего масла Хануки; внезапное, в сорокалетнем возрасте, в одну ночь, постижение грамоты пророком Магометом; душа вудуиста, живущая в его ногтях и волосах после смерти… Следственные эксперименты тут неуместны. Просто — одни верят в это, другие в другое, а пятые — вообще в коммунизм! Бабушке, ходящей под портретом Сталина, не надо читать вслух Солженицына: она не услышит доводов, даже если не глухая. Она — верит…

Но если бабушка начинает настаивать на публичной полемике, если из области веры разговор выползает на просторы исторической науки, то пускай бабушка не обижается: ей предстоит услышать много неприятного.

Пускай не обижается и г-н Чаплин из Синодального отдела РПЦ, взявшийся повалять религиозного ваньку на научном поле, — никто его за язык не тянул.

Что за публикация в Рунете, г-н протоиерей? Рунет в смысле физики, слов нет, источник авторитетный, это тебе не Протвино с Дубной; самые большие специалисты по физике в Рунете и обитают, но ссылочку-то дайте!

Что за ученые в настоящий момент исследуют физическую природу Благодатного огня? Фамилии, пли-из… Каким именно образом они ее исследуют? Теоретически, экспериментально? В чем будет заключаться «дополнительное исследование», в котором Вам открылась острая нужда? Каким именно «особым образом» подается в настоящее время, по молитвам верующих, Благодатный огонь? Опишите технологию — внесите свой вклад в предмет «физика горения и взрыва»…

Мне покамест приходит на ум только одна старая версия, которая, однако, может сэкономить средства, выделяемые на дополнительные исследования божественной природы Благодатного огня. Хотя это, скорее, уже из области химии, в том числе — в широком смысле этого слова… В 1854 году государю Николаю Павловичу, при посещении им Киево-Печерской лавры, показывали т.н. чудо мироточивых голов. Государь был человек верующий, но практический: он посмотрел на головы, послушал рассказ монаха-экскурсовода, а потом спросил его: «Скажи-ка лучше, когда в последний раз ты подливал масло вот в этот череп?» «В пятницу, Ваше Императорское Величество», — ответил честный, не со зла нахимичивший монах.

Особым образом, по молитвам верующих…

Еще раз: я не против веры. Это дело частное, интимное, обсуждению не подлежащее. Я против того, чтобы на Пасху мне и всему населению моей несчастной страны дополнительно компостировали голову наукообразной херней через агентство РИА Новости.

«Христос воскресе» — «Аллах акбар» — «Харе Кришна» — «Шабат шалом» — «Ленин жив»… Каждому свое, и лишь бы на здоровье! Клубы по интересам призваны объединять людей, но они не должны залезать на соседние территории. Как в старом анекдоте про эмигранта, торгующего семечками на ступеньках биржи на Уолл-стрит. «У меня с ними договор: они не торгуют семечками, я не играю на бирже…»

Если, несмотря на предуведомление, этот текст (каким-нибудь чудесным образом) дойдет до глаз протоиерея Всеволода Чаплина, то у меня к нему — похожее предложение. Давайте договоримся жить так, чтобы не огорчать друг друга. Например: я воздержусь от комментариев по поводу происхождения Благодатного огня, а Вы не будете рассуждать на пресс-конференциях о физической природе этого чуда...

И всем будет хорошо.

Напомню, что однажды уже пытались незхависимые эксперты изучать происхождение благодатного огня. Вот об этом речь ниже.

В ряду многих разоблачений Благодатного огня, наибольшей известностью пользуется запись в дневнике Епископа Порфирия Успенского. Порфирий вёл дневник, куда заносил свои впечатления от событий исторического масштаба, размышления на отвлеченные темы, описания памятников и разные мелочи. Изданы они были в 8 томах Императорской Академией Наук на иждивение Императорского Православного Палестинского Общества под редакцией П. А. Сырку после смерти владыки. Третий том вышел в свет в 1896 году. Вот буквальная цитата:

«В тот год, когда знаменитый господин Сирии и Палестины Ибрагим, паша египетский, находился в Иерусалиме, оказалось, что огонь, получаемый с Гроба Господня в великую субботу есть огонь неблагодатный, а зажигаемый, как зажигается огонь всякий. Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге. Наместники петроаравийский Мисаил, и назаретский митрополит Даниил, и филадельфийский еппископ Дионисий (нынешний вифлеемский) сошлись посоветоваться, что делать. В минуты совещаний Мисаил признался, что он в кувуклии зажигает огонь от лампады, сокрытой за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня. После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн. Ибрагим паша, выслушав это, махнул рукою и замолчал. Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня. Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение (нашей) благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба. Мы,- продолжал он, уведомили патриарха Афанасия, жившего тогда в Царьграде, о домогательстве Ибрагима паши, но в своем послании к нем написали вместо „святый свет",- „освященный огонь", Удивленный этой переменою, блаженнейший старец спросил нас: „почему вы иначе стали называть святый огонь?". Мы открыли ему сущую правду, но прибавили, что огонь, зажигаемый на Гробе Господнем от скрытой лампады все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного». стр.230-231 тома 3-го.

2

Вы сами то верите или нет?


Вы здесь » Лиховские ведомости » Религия » С каких поры попы стали апеллировать к науке?


создать свой форум бесплатно